Заключительная статья цикла «Россия и Турция – ретроспектива диалога или отношения, основанные на взаимопонимании»
В предыдущей статье «Россия-Турция: сближение и геополитическое соперничество» основное внимание уделено особенностям новейшего периода российско-турецких отношений. Ретроспектива взаимодействия и противоборства двух стран, а также взгляд на сегодняшние процессы заставляют задуматься над перспективами.
Деградация современного национального государства из-за тенденций глобализации, ослабление однополярного мира и так называемое «падение международного либерального порядка» – всё это факторы, которые привели к нынешнему состоянию хаоса в международной политике. Как следствие, международные организации, созданные в эпоху холодной войны, рушатся. Разочарование в Евросоюзе и взаимная антипатия к Западу в последние годы ещё больше сблизили Турцию и Россию.
Сегодня между двумя странами можно провести множество параллелей. Обе являются бывшими имперскими государствами с консервативными идеологиями, сочетающими религиозный мессианизм (православие, суннизм в Исламе) со светским модернизмом (сталинизм/ленинизм и кемализм). Важно отметить и то, что как Турция, так и Россия, обеспокоены американской экспансией в соседние страны и поддерживаемой США угрозой внутриполитическому устройству Грузии и Украины. Ещё одним фактором, который в настоящее время объединяет две страны, является процесс принятия ими решений.
Когда дело доходит до конкретики, лидеры двух стран по большей части не ограничены ни бюрократическими институтами, ни публичными дебатами. Покупка президентом Эрдоганом в июле 2019 года российской системы ПРО С-400 является хорошим примером, ибо как мнение министерства иностранных дел Турции, так и общественности мало учитывалось. За эти годы российско-турецкий диалог стал заметно эффективнее, поскольку Путин и Эрдоган дружат уже двадцать лет и достаточно хорошо знают друг друга, что естественно облегчает взаимопонимание в специфических вопросах.
Однако, этот высоко индивидуалистический характер принятия решений имеет и обратную сторону, повышенную волатильность в отношениях. Существует мало институциональных механизмов для урегулирования проблемных моментов, поэтому любое недопонимание сразу выходит на уровень президентов Эрдогана и Путина. Кроме того, из-за маргинализации экспертных и дипломатических институтов (тем более в случае Турции), эти высокие договоренности, как правило, ориентированы на сиюминутные потребности сторон.
В настоящее время Эрдоган нуждается в российских деньгах, чтобы удержать экономику на плаву, особенно в период кампании по его переизбранию 14 мая 2023 года. Тесные отношения Турции с Россией на фоне войны на Украине вызывают раздражение в США и Европе. Казначейство и Госдепартамент США регулярно направляют в Турцию представителей для встреч с членами правительства и бизнесменами, где они подчеркивают важность соблюдения западных санкций и отказа от помощи России. Анкара же надеется, что её сближение с Россией даст Турции дополнительные рычаги воздействия в переговорах с Вашингтоном. Россия стремится к прямо противоположному и использует Турцию в качестве средства ослабления НАТО.
Сейчас существует высокая неопределенность — сохранится ли политический климат Турции в её нынешнем виде. Эрдоган на предстоящих президентских выборах рассчитывает на переизбрание. Однако опросы не указывают на явного победителя. Оппозиция может спустя 20 лет снова вернуться к власти. Её победа в некотором смысле противоречит российским интересам и, вероятно, приведет к ослаблению влияния России на Турцию. Кроме того, потенциально более демократическое правительство при новой администрации будет означать, что Москве придется разговаривать вместо одного с несколькими фигурантами власти, которые утверждают, что нынешние индивидуализированные отношения, управляемые исключительно лидерами двух стран, контрпродуктивны для интересов Турции. Однако следует отметить и то, что многие в оппозиции поддерживают сегодняшний (после начала конфликта на Украине) взгляд турецкого правительства на Россию, что демонстрирует общее понимание в Турции важности многополярного мироустройства. Такой подход существенно отличается от взглядов политиков прошлого, большинство из которых смотрели на мир через призму «Восток против Запада».
Действительно, было бы неправильно полагаться исключительно на исторические прецеденты при попытке объяснить современные реалии. Позиции обеих стран находятся под сильным влиянием прагматизма и сегодняшних интересов. Даже если оппозиция победит на предстоящих выборах, вполне возможно, что Турция вместо того, чтобы отклоняться в ту или иную сторону продолжит искать золотую середину между Западом и Востоком.
В основе такого предположения можно выделить следующие основные факторы. Экономическая и энергетическая безопасность Турции в результате политики Эрдогана за последние 15 лет стала сильно зависеть от России. Кроме того, связям Турции с Западом нанесен значительный ущерб, от которого она не сможет восстановиться, по крайней мере, в течение десятилетия. Из вышесказанного становится очевидным, что отношения между Турцией и Россией останутся в центре внимания обеих, исторически и географически взаимосвязанных стран.
Ждем Ваши отзывы о цикле публикаций «Россия и Турция – ретроспектива диалога или отношения, основанные на взаимопонимании» на [email protected]