Европа учится подсчитывать убытки от антироссийских санкций и находить пути их обхода. Венгрия высказалась против ограничительных мер - и выиграла.
Западная коалиция за год ввела десять пакетов антироссийских санкций. Их цель ограничить выход России на мировой рынок, парализовать её финансово-промышленный сектор, подорвать обороноспособность и дестабилизировать внутриполитическую обстановку в стране. Эти меры заметно повлияли на экономику страны, но не нанесли ей ожидаемого на Западе сокрушительно ущерба.
Параллельный импорт, стимулирование импортозамещения, внедрение системы расчётов в национальных валютах и переориентация на Восток позволили нивелировать многие негативные последствия. Принятые к минимизации санкционных потерь меры способствовали интенсификации торговли России с ближайшими соседями и странами, которые отказались полностью или частично выполнять евроатлантические требования. Россия в 2023 году стала лидером среди торговых партнеров Грузии, обогнав Турцию. Индия 30-ти кратно увеличила объём закупок российской нефти. Поток товаров из Европы в Китай через Россию снизился, а из Китая в Европу тем же маршрутом не изменился. Выступающая против 11-го пакета Венгрия, уверенно перепродаёт российскую нефть в страны ЕС по рыночным ценам.
Среди бенефициаров антироссийских санкций лидируют США. По предельно высоким ценам они продают энергоресурсы в Европу, что снижает конкурентоспособность её энергоемкой промышленности и ведёт к деградации высокотехнологичного производства. Потеря российского рынка сбыта для некоторых отраслей евроиндустрии стала критической. Их утратившую ценовую привлекательность нишу успешно занимают заокеанские «партнеры». Кроме того, заметно возросли и заказы американского военно-промышленного комплекса.
Поддержавшие ограничительные меры европейские страны в этой ситуации несут ощутимые потери. Их ушедшие в 2022 году с российского рынка компании упустили 70 миллиардов долларов потенциальной прибыли. British Petroleum, разорвав договорные обязательства, списала убытки на 25,5 миллиардов долларов США, а компания Shell не досчиталась 3,9 миллиарда долларов США. В списке санкционных жертв лидирует Германия. Стагнация её энергоемких производств привела в первом квартале 2023 года к снижению темпов роста ВВП в годовом исчислении до 0,1 процента.
Обсуждаемый более месяца очередной 11-й пакет вторичных санкций направлен на ограничение экспорта из Евросоюза в третьи страны, если установлено, что эмбарго товары следуют на российский рынок. Восьмой пакет подобные меры уже предусматривал. Иначе говоря, целью планируемых мер является разрушение новых механизмов и форм международного сотрудничества России с партнерами путем ужесточения контроля за исполнением ранее введенных запретов. Пока не все 27 государств готовы его одобрить. У европейцев отсутствует консолидированный подход к этому вопросу.
Продолжается дискуссия в отношении санкционных принципов. Германия выступает против включения в них целиком стран, и предлагает ограничиться перечнем конкретных компаний, уличенных в реэкспорте подсанкционной продукции в Россию. Якобы с подачи Вашингтона в него уже попали китайские, иранские, эмиратские, армянские и узбекские физические и юридические лица.
Каждая страна ЕС проталкивает свою повестку и блокирует чужую. Польша и Прибалтика настаивают на включении в пакет импорта российских алмазов в ЕС, но здесь серьезным образом затрагиваются интересы Индии. Литва хотела бы увидеть ограничения для Росатома, но это не очень нравится Франции, которая испытывает проблемы в атомной энергетике, и так далее.
Некоторые предполагают расширить перечень запрещённых к экспорту в Россию технологий и изделий, которые могут иметь отношение к военно-промышленному и аэрокосмическому комплексу. Дополнительные ограничения на заход в европейские порты коснутся судов, перевозящих российскую нефть, продаваемую по превышающим установленный ЕС верхний ценовой порог. Польша ратует за остановку проходящего по её территории нефтепровода «Дружба». Под санкции могут попасть и люксовые товары стоимостью выше 300 евро. Против ужесточающего санкционного пакета выступили Венгрия, Сербия и Турция, национальным интересам которых он противоречит.
Насколько новый санкционный пакет отразится на России зависит от возможностей Евросоюза по контролю за его исполнением. Прозрачная система слежения за движением экспортируемых товаров, особенно на пространстве ЕАЭС, отсутствует. Вряд ли поможет и предлагаемое чипирование грузов перед оправкой. Скорее всего, в доклады о нарушении режима лягут данные европейских разведок, а также компаний, заинтересованных в подавлении их конкурентов. Вероятно, Евросоюз задействует возможности разведывательных и правоприменительных ресурсов США, инициировавших этот пакет и имеющих немалые наработки в области пресечения обхода санкционных режимов.
Учитывая, что Вашингтон продолжает генерировать новые и новые санкции, а страны ЕС не могут определиться в дефинициях, складывается устойчивое впечатление, что ограничения носят не столько антироссийский, сколько антиевропейский характер. По сути, Европа пытается придумать санкции для того, чтобы обойти собственные уже введенные ими санкции, ибо на последних зарабатывают не они. Следовательно страны Евросоюза более чем Россия заинтересованы в их обходе, только не все сразу, а каждая по отдельность и в части касающейся.