Аналитика
Аналитика
3 минуты
ВКонтакте Одноклассники Telegram

Транзитные транспортные коридоры Южного Кавказа одновременно представляют собой как некое яблоко раздора, так и фактор долгосрочной стабильности в регионе.

Южнокавказский транзит часть первая: аналитика ИА «Бизнес Код» sakharof.ru

Какой вариант выбрать при условии столь различающихся подходов всех заинтересованных сторон?

Предложенный Россией и Турцией шестисторонний «3+3» формат для решения подобных вопросов хоть и представляется перспективным, но пока не работает из-за комплекса противоречий. Это, в частности, противоречия в парах Армения-Азербайджан, Иран-Азербайджан, Турция-Армения и Россия-Грузия. 

Сегодня Иран крайне заинтересован в новых путях выхода во внешний мир из режима изоляции. Запуск международного транспортного коридора «Север-Юг» через Армению позволит Ирану диверсифицировать поставки грузов в Россию и Европу. Индия также поддерживает подключение Еревана к этому проекту, желая получить короткий путь к портам Черноморского побережья и рынку ЕАЭС. Поэтому для Тегерана хотя бы частичное преодоление разногласий между Арменией и Азербайджаном позволит рассматривать вариант выхода к Чёрному морю в практической плоскости. 

Азербайджан же хотел бы открыть Зангезурский коридор вдоль границы между Ираном и Арменией до Нахичевани и далее в Турцию, понимая под термином «коридор» фактическую его экстерриториальность. После встречи в Брюсселе 14 декабря 2021 года премьер-министр Армении и президент Азербайджана хотя и отметили сближение позиций, но между ними явно остались разногласия в отношении как терминологии, так и статуса Зангезурского и Лачинского коридоров. 

Периодически стимулируя нестабильность на границе Нагорного Карабаха, в Баку усматривают возможность торга с Ереваном. Имеется ввиду обмен Лачинского коридора, в котором кровно заинтересована Армения, на Зангезурский. В этом контексте Азербайджан не против использовать потенциальный формат «3+3», что позитивно воспримет Турция и, по логике, должна принять Россия. 

Но это не относится к Ирану. Появление Зангезурского коридора в азербайджанской трактовке ограничит его экспортный потенциал. Против этого варианта, естественно, возражает и Армения, теряющая в этом случае не только общую границу с Ираном, но и транзитные возможности. Как следствие, Тегеран настойчиво продвигает автомобильный и железнодорожный маршруты через Армению и Грузию, для запуска которых формат «3+3» был бы также полезен. Ну а параллельно Иран пошагово реализует собственные замыслы.

В октябре 2021 года достигнуты договоренности о завершении реконструкции автодороги дороги Нордуз – Ереван, позволяющей снять зависимость от участка Горис – Капан, где азербайджанская таможня взымает весьма высокие пошлины.

Продолжение следует.