Период, когда США наслаждались геополитическим превосходством и всезападной консолидацией, подходит к кульминации. После начала СВО на Украине термин «коллективный Запад» стал всё больше терять свою смысловую нагрузку.
Стало очевидным, что в НАТО не так уж едины в желании воевать с Россией. Заблаговременно покинувший Евросоюз Лондон открыто пытается затянуть Украину, Польшу, Латвию, Литву и Эстонию в новый, параллельный НАТО «гипертрофированный блок», консолидирующийся на антироссийской риторике.
Западные покровители Киева бросают на его поддержку серьезные силы и средства, однако они либо не доходит до потребителя, либо оказываются недостаточно эффективными. Россия же в таких условиях выглядит всё более устойчивой к международному» воздействию и западным санкциям. Что, кстати, в корне противоречит результатам исследования учёных из Йельского университета, определивших Россию как «гиганта под давлением» — спасибо что не «колосса».
Отчасти по причине устойчивости Москвы США предпринимают настойчивые попытки спровоцировать череду конфликтов вокруг России или разделяющих её взгляды стран. Задача – заставить Москву бросать силы и средства на решение проблем в зоне её жизненно важных интересов и максимально ослабить украинское направление. Этот список пополняют Литва (Сувалкский коридор), Сербия (косовские сербы) и Китай (Тайваньский вопрос). На очереди, очевидно, Грузия, Армения и Азербайджан, затем страны Центральной Азии.
Но, несмотря на усилия Вашингтона, предварительные геополитические итоги СВО на Украине уже фактически привели к трансформации однополярного мира, его пересборке в мультицентричную международную систему. Локомотивами этого процесса выступают Россия и Китай, «показывают характер» Иран, Турция и даже Саудовская Аравия. Саудиты — те вообще предприняли попытку сформировать ближневосточный военный альянс в противовес Ирану. Кроме того, в мире всё более явно идёт разделение международного сообщества на про- и антифашистские группы с постепенным перевесом здравых сил.
Но не всё так позитивно и просто. Китай, хотя и совершает некоторые шаги в поддержку России, занял откровенно выжидательную позицию. Впрочем, для Китая это многовековая традиция. Тем временем Пекин направил свои экономические усилия на замещение ниши, освободившейся после ухода западных компаний с российского рынка. Одновременно Китай решает и другую задачу – ослабить Запад. Пекин надеется на военное и экономическое ослабление Запада в противостоянии с Россией, равно как и успешное завершение Москвой СВО. Всё это позволит Пекину рассматривать силовое решение проблем с тайваньскими сепаратистами (прокси США) в качестве основного. Тем более, что Россия не оспаривает принадлежность Тайваня Китаю — в том числе и на уровне ООН.
Смещение центров финансово-экономической активности в Юго-Восточную Азию объективно усиливает Пекин. Это раздражает Вашингтон. США вынуждены в ответ наращивать экономическое давление на Поднебесную с акцентом ограничения её рынков сбыта, блокирования торговых путей, а также энергетического импорта. Для военно-политического сдерживания Китая США используют союзы вроде AUKUS и QUAD с привлечением на свою сторону Японии и Индии, что позволит при необходимости в короткий срок «разогреть» локальные конфликты вокруг Китая.
В качестве мер противодействия Китай, прагматично, с акцентом на собственные интересы, выстраивает экономическое сотрудничество с Россией, одновременно развивая транспортные сети в обход её территории. Стремится доминировать в ШОС и БРИКС. Активно поддерживает вовлечение в них новых членов — Аргентины, Египта, Ирана, Саудовской Аравии и Турции. Однако наличие между отдельными странами из этого списка непримиримых противоречий вряд ли позитивно отразится на эффективности этих организаций в контексте превращения их в механизм формирования нового миропорядка.
Скорее можно будет говорить о создании параллельных экономико-политических дуэтов, которые укрепят позиции Китая. Поскольку все кандидаты имеют с ним дружественные отношения, значит де-факто эти дуэты будут направлены на ослабление Индии.
Несмотря на все противоречия, общемировые тенденции по смещению геополитического и экономического центра из Европы и США в Азию нарастают. Сегодня в этом хитросплетении Россия занимает центральную позицию. Однако, азиатско-тихоокеанский регион, где проживает большая часть населения планеты, сосредоточил у себя значительные природные ресурсы и интенсивно развивает экономику. Это значит, что в ближайшем будущем Азия будет оказывать весомое влияние на формирование нового мироустройства. Запад может замедлить эти процессы, но предотвратить их уже не в состоянии.