Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов 31 июля 2023 года посетил Анкару с официальным визитом. В столичной резиденции его принял президент Турции Реджеп Эрдоган. Перед этим Байрамов провёл переговоры с со своим турецким коллегой Хаканом Фиданом и главным советником президента Кылычем.
Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов 31 июля 2023 года посетил Анкару с официальным визитом. В столичной резиденции его принял президент Турции Реджеп Эрдоган. Перед этим Байрамов провёл переговоры с со своим турецким коллегой Хаканом Фиданом и главным советником президента Акифом Кылычем.
Казалось бы, рутинный визит. Повестка дня традиционная – торгово-экономическое и энергетическое сотрудничество, расширение пропускной способности трансанатолийского газопровода «ТАНАП», завершение строительства газопровода Игдыр-Нахичевань, увеличение товрооборота до 15 миллиардов долларов США, обмен мнениями о роли Организации тюркских государств в свете новых геополитических процессов на Южном Кавказе.
Вместе с тем некоторые высказывания принимающей стороны и азербайджанского гостя привлекли особое внимание. На пресс-конференции, состоявшейся после тет-а-тет встречи Байрамова с Фиданом, турецкий министр акцентировал внимание на непоколебимой взаимосвязи двух стран, сказав: «Сильная Турция – сильный Азербайджан, сильный Азербайджан – сильная Турция».
Воздержавшись от термина «транспортный коридор», он заявил: «Путь к региональной стабильности лежит через всеобъемлющее мирное соглашение, в котором большое значение имеет открытие Зангезурской связки. Мы поддерживаем азербайджано-армянские инициативы. Мы обращаемся к международному сообществу с призывом. Не способствуйте своей поддержкой разделению сторон, лучше не вмешивайтесь».
«Лачинская дорога – это территория Азербайджана. Азербайджан примет любые меры, которые сочтёт необходимыми. Контроль над ней является одним из величайших суверенных прав. В данном случае мы считаем, что нет никаких оснований для критики Азербайджана», констатировал Фидан.
По его словам, «причиной замораживания отношений между Турцией и Арменией, стала оккупация Арменией территории Азербайджана. К счастью, она закончилась. Однако есть вопросы, которые необходимо доработать. Главный из них соглашение о прекращении огня и границе. Работа над ними продолжается. Мы внимательно следим за этим процессом. Позиция Турции заключается в том, что после достижения таких договоренностей между Арменией и Азербайджаном у президента Эрдогана есть воля к нормализации отношений. Турция также стремится к скорейшему восстановлению диалога и началу процесса экономического развития и стабильности».
Несколько странно, из уст профессионала высочайшего уровня – бывшего руководителя Национальной разведывательной организации, а ныне министра иностранных дел Турции, звучит призыв не вмешиваться в процесс урегулирования азербайджано-армянских отношений, с одновременной декларацией всецелой поддержки Баку со стороны Анкары.
Более того, практически одновременно представители минобороны Азербайджана и турецкого военно-промышленного объединения TUSAŞ подписали на 16-й Международной выставке турецкой оборонной промышленности IDEF-23 в Стамбуле соглашение о модернизации азербайджанских самолетов Су-25, которое якобы курируют лично президенты двух стран. После усовершенствования эти штурмовики будут способны нести современные бомбы и ракеты турецкого производства. Интересно, против кого они будут направлены? Получается — «вишенка на торте».
Не менее интересным представляется и заявление Байрамова об обсуждении с Фиданом новых форматов международного сотрудничества, в частности азербайджано-турецко-израильской платформы, которая, по его словам, «может иметь важное значение с точки зрения более широкой географии отношений двух стран». Очевидно, прежде всего, это предупреждение Тегерану, который разделяет взгляды Еревана на Зангезурский маршрут.
В Иране, на фоне иных не особо дружеских высказываний Баку в адрес южного соседа, это могут воспринять как прямую угрозу. Выходит так, что Азербайджан и Турция, заявляя о приверженности миру на Кавказе, в реальности выстраивают схемы экспансии и региональные цепочки, способные нарушить хрупкое перемирие и привести к очередному витку дестабилизации.
Тут уже получается опасная «игра со спичками».