Аналитика, Политика
АналитикаПолитика
4 минуты
ВКонтакте Одноклассники Telegram
Китайские военно-морские базы: скрытые амбиции или насущная необходимость pxhere.com

Пекин шаг за шагом реализует свои глобальные интересы и использует для этого широкий спектр инструментов. Одним из них представляется строительство портов в иностранных государствах. Очевидно, это повлечёт увеличение количества китайских военных баз, а значит и приумножит возможности ВМС Народно-освободительной армии Китая.

По мере роста оборонного потенциала Китай всё увереннее демонстрирует военную мощь на мировой арене. Здесь на первый план выходит создание им зарубежных военно-морских баз. Анализ материалов AidData Global China Development Finance Dataset в сочетании с публикациями мировых СМИ позволяет спрогнозировать возможные места для таких объектов на среднесрочную перспективу. Это порты, строительство которых в странах с низким и средним уровнем дохода финансируют китайские государственные структуры.

В общей сложности Пекин проявил интерес к 78 портам в 46 странах. Прочные связи, установленные посредством развития морской инфраструктуры, имеют длительный жизненный цикл и в будущем могут оказаться очень полезными. Поэтому Китай последние 20 лет расходовал значительные ресурсы на поддержание благоприятных отношений с местными элитами, которые смогут лоббировать интересы Поднебесной.

Китай планомерно превращается в доминирующую морскую державу со значительным коммерческим и военным влиянием в мировых морях. Страна создаёт весомую часть экономически значимой береговой инфраструктуры в мире; входит в тройку мировых лидеров по строительству торговых судов; владеет вторым по величине торговым и рыболовным флотом; эксплуатирует обширные терминальные активы во многих портах по всему миру.

Военно-морские базы играют ключевую роль в защите морских коммуникаций, развитии торговли и дипломатии. Китайская Народная Республика в настоящее время владеет только одной официальной зарубежной военно-морской базой в Джибути, которая примыкает к коммерческому порту, финансируемому и управляемому из Пекина.

Китай в ближайшие пять лет объективно может разместить военно-морские базы в следующих местах:

Хамбантота, Шри-Ланка – стратегически выгодное расположение, лидерство Китая по инвестициям, тесные отношения властей с Пекином, поддержка при голосовании в ООН;

Бата, Экваториальная Гвинея – создаются условия для обслуживания кораблей китайских ВМС, имеется доступ к использованию экономического потенциала Африканского континента;

Накала, Мозамбик – в значительной степени финансируемый Китаем глубоководный порт, обеспечивающий возможность размещения военно-морской базы на побережье Восточной Африки;

Гвадар, Пакистан – стратегический и экономический партнер Китая, крупнейший импортер вооружения и военной техники;

Криби, Камерун – реципиент значительного объёма китайских инвестиций, согласует с Китаем позицию в ООН;

Камбоджа – средний объём капиталовложений, но тесные связи между камбоджийской и китайской элитами;

Вануату – крупные китайские проекты в порту, где создание военной базы на Тихом океане обусловлено необходимостью на случай конфликта противодействовать ВМС Австралии и Новой Зеландии, активно сближающимся с США в формате альянса AUKUS;

Нуакшот, Мавритания – масштабные китайские инвестиции в расчёте на доминирование на Европейском рынке.

Общими критериями для всех названных портов являются их стратегическое расположение и способность обслуживать военные суда, нарастающие масштабы вложений в портовую инфраструктуру, прочные отношения с элитой принимающей стороны и тесное взаимодействие на площадке ООН.

Сближение и координация во внешней политике Москвы и Пекина после начала Россией СВО на Украине стали для США дополнительным раздражающим фактором. В этом контексте реализация Пекином потенциальных планов по созданию зарубежных военно-морских баз несёт существенную угрозу для Запада. Как следствие, Вашингтон под лозунгом сдерживания Китая активизировал процесс привлечения союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В складывающейся обстановке для обеспечения собственной безопасности Поднебесная будет вынуждена форсировать реализацию проектов расширения сети военно-морских баз.