Экономика
Экономика
7 минут
ВКонтакте Одноклассники Telegram

Запад традиционно и настойчиво работает над созданием условий для системного технологического отставания России. За время санкционной изоляции заметно сократились доходы российской экономики от сырьевого экспорта, а цены на импортируемую по замещающим схемам продукцию существенно выросли.

Найден виновник проблем российского экспорта и качества продукции pxhere.com

Запад традиционно и настойчиво работает над созданием условий для системного технологического отставания России. За время санкционной изоляции заметно сократились доходы российской экономики от сырьевого экспорта, а цены на импортируемую по замещающим схемам продукцию существенно выросли, особенно на комплектующие, на которые успели «подсесть» многие российские предприятия.

Для регулярного поступления достаточных объёмов валюты на внешние закупки крайне необходим прогрессивный, эффективный и устойчивый экспорт. И одними мерами по переходу на взаиморасчеты в национальных валютах здесь не обойтись.

Не первый год Российский Экспортный Центр (РЭЦ) бьётся за продвижение российских товаров за рубежом, генерирует новые и новые инициативы и проекты. Чего стоят только программа Made in Russia, где формулируются передовые направления развития внешнеэкономической деятельности и на самом высоком уровне реализуется диалог между властью и бизнесом, а также платформа «Мой экспорт». Кстати, Международный экспортный форум «Сделано в России» в этом году пройдёт 19-20 октября в Москве.

Генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина, выступая на круглом столе в Госдуме, подчеркнула, что только коллективных стендов Made in Russia для продвижения российского экспорта недостаточно. «Эта деятельность сегодня охватывает три направления:

— популяризацию повышенных характеристик качества российской продукции;

— ответственное поведение компаний-лидеров отраслей экономики, которые на примере своих брендов демонстрируют лучшие характеристики российских экспортеров;

— формирование позитивного имиджа России среди потребителей».

Успехи РЭЦ, безусловно, заметны, особенно на фоне бесконечно обновляемых Западом санкций. Казалось бы, российским производителям созданы все условия для продвижения их продукции на внешнем рынке, но всё равно что-то мешает. А мешает-таки качество нашей продукции и её востребованность за пределами нашей страны. Тут-то и возникают сложности с состоянием нашей производственной сферы. Чтобы изменить сегодняшнее положение дел, понятие «Качество» должно стать не стимулом и не угрозой, а образом жизни.

Отчасти проблема в том, что изначально ставится некорректно задача – производить товары, не уступающие западным по качеству. О превосходстве, как видите, тут речь не идёт. И выполняется она соответственно – время с момента закладки новейшего предприятия и до начала выпуска продукции автоматически ставит последнюю, в лучшем случае, на второе место. А через небольшой период отечественные товары начинают терять свою конкурентоспособность и переходить в боле низкую ценовую категорию. И так во многих отраслях, начиная от простейших пиломатериалов и красок до автомобилей, электроники и станков. Кстати, станки, сделанные на самом передовом уровне, нужны России в первую очередь. Без высококачественного и высокоточного оборудования достичь реальных успехов, особенно в условиях экономической блокады, практически невозможно. Необходимо радикально сократить и временной цикл на этапах от разработки чего-либо до серийного производства. Аналогично, вместо импортоопережения сегодня ставится задача импортозамещения – заведомо ограничивающая лидерство России на внешнем несырьевом рынке.

Конечно, можно упрекнуть ученых и конструкторов, и даже посетовать на недолжное отношение к прикладным научным разработкам, но это будет не совсем объективно. Объективно, что наша страна запустила первый в мире спутник, производит лучшие в мире боевые самолеты (например Су-50 и Су-160), вертолеты (К-50), танки (Т-90), уникальные ракеты «Кинжал», автомобили «Аурус» и многое другое, и без западной помощи. Это означает, что с наукой, конструкторами и инженерами у нас всё не так уж плохо. Получается парадокс.

О российских парадоксах можно рассуждать бесконечно, и даже с юмором. Но действительно трудно понять: почему, при всех возможностях, наша страна пока не может серийно производить, например, автомобили, сравнимые по качеству и комфорту с «БМВ», «Мерседес» и им равными, и многое другое. Почему, покупая что-либо мы отдаём предпочтение импорту, а по сути, его качеству.

Примитивизируя эту проблему, можно констатировать, что напилить ровные и в размер доски у нас, одного из ведущих производителей древесины, почему-то не всегда получается. А потому и продаём за рубеж не готовые пиломатериалы за рубли, а «кругляк» и за копейки. И так по длинному списку товаров.

В этих условиях, как бы ни старался РЭЦ, а реальные условия поддержки российского экспорта им сейчас-таки созданы, одна эта организация, без массового мотивирования производителей, решить проблему не в состоянии. Может быть, в качестве эксперимента, стоит наделить названную структуру регулирующими, надзорными и поощрительными функциями, которые будут способствовать развитию тенденций к уникальности отечественной продукции и высочайшим мировым стандартам её качества – для начала поставляемой на экспорт, а при положительном результате трансформировать этот опыт и на внутренний рынок, где также хотелось бы видеть всё лучшее, передовое, удобное и надежное.

Подобный мировой опыт есть. Так, Конгресс США в 1987 году учредил национальные премии имени Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции. На западе в начале 1980 годов широко внедрили стандарты системы качества ИСО серии 9000. Крупнейшие производители Западной Европы в 1988 году создали Европейский фонд управления качеством. Совместно с Европейской организацией по качеству в 1992 году они утвердили соответствующую европейскую премию. При этом в системе мер они применяют не только «пряники», но и крепкий «кнут». Ну а в дополнение параллельно вводят ограничения на вывоз передовых технологий и товаров, в первую очередь в Россию.

Не меньший опыт, хотя и не всегда успешный, был и в России, и в Советском союзе. В 1723 году Петр I, как сторонник весьма жестких методов мотивации, издал «Указ о качестве». В СССР в 1967 году введен «Знак качества». В 1972 году в рамках международных стандартов ИСО серии 9000 предприятия страны обязывали разработать внутренние стандарты качества для проведения международной сертификации. Вспомните и введенную в 1986 году «Госприемку». Все эти советские наработки преждевременно прекратили своё существование, но очевидно, что многое из утраченного сейчас крайне востребовано.

Существующие сегодня государственные надзорные органы практически дистанцированы от этой задачи. Их усилия преимущественно сконцентрированы на поиске нарушений и несоответствий в производственных процессах, что подталкивает большинство предприятий к поиску мер сокрытия проблем, а не их решения. Настало время возродить необходимые институты контроля качества, которые должны сформировать системные меры стимулирования и поддержки бизнеса, ориентированного на производительную сферу, особенно в области передовых и наукоёмких технологий.