Контртеррористическая операция азербайджанской армии в Нагорном Карабахе завершена, но проблемы остались. Надолго ли удастся сохранить мир на Южном Кавказе?
С чего всё началось. В течение суток 19-20 сентября 2023 года вооруженные силы Азербайджана провели так называемую локальную контртеррористическую операцию на территории Нагорного Карабаха. Приблизительно 400 человек получили ранения различной степени тяжести. Погибли более 200 человек, в том числе российские военнослужащие, находившиеся там с миротворческой миссией.
Юридическая, но не этическая, сторона вопроса этой спецоперации имеет под собой определенные основания. Премьер-министр Армении Никол Пашинян на организованных Евросоюзом саммитах в октябре 2022 и в мае 2023 года, равно как и непосредственно после возобновления боевых действий в Карабахе, лично подтвердил, что эти земли относятся к юрисдикции Азербайджана и Армения не намерена каким-либо образом вмешиваться во внутренние дела соседнего государства. Непонятно только, почему ответственность за армянский народ в непризнанной автономии он возложил на Российскую Федерацию, в то время, когда именно он продиктованными извне заявлениями изменил региональный пасьянс и демонстративно самоустранился от какой-либо помощи согражданам (кстати, у всех карабахцев армянские паспорта).
И ещё вопрос к этому лидеру – если он собственноручно «слил» Карабах Азербайджану и подтвердил, что всё происходящее является внутренним делом последнего, то какое право он имеет делать подобные заявления, вмешиваясь в дела соседнего государства и указывая России, что и как делать? В созданной самим Пашиняном ситуации он не имеет как минимум моральных прав вообще что-либо заявлять. Тем более, когда тема касается действий российского миротворческого контингента на территории другого государства, в то время как армянские генералы спокойно наблюдали за происходящим. Народ Армении это понимает, о чём свидетельствуют массовые протесты в Ереване с требованием отставки премьера не позднее 5 октября 2023 года, что определено намеченной на эту дату встречей Пашиняна с Алиевым в Испании.
По формальному признаку Баку всё сделал правильно, только вот заявления Пашиняна, как говорил классик, не есть факт. Документально они не оформлены и парламентом Армении не ратифицированы. В ООН западники надувают щеки, но почему-то молчат об этом. Получается, Баку действовал как-то по-османски, исподтишка. Вспоминая о погибших российских миротворцах, невольно в памяти всплывают подлое нападение режима Саакашвили на миротворцев в Южной Осетии, сбитый вертолёт в Армении, погибший в Сирии российский летчик, застреленный в упор посол России в Турции и многое другое. Банальные, отнюдь не искренние извинения становятся печальной традицией. Они, во избежание других жертв и исходя из геополитической ситуации, пока условно принимаются к сведению, но забыты не будут и за всё рано или поздно придется платить.
Вернемся к обстановке в Карабахе. В Евлахе 21 сентября 2023 года прошли азербайджано-карабахские переговоры между ответственным за контакты с армянскими жителями Карабаха Рамином Мамедовым и представителями армян, а точнее населения Карабаха – Сергеем Мартиросяном и Давидом Мелкумяном. Во встрече принял участие контр-адмирал Олег Семенов как глава российской части в Совместном российско-турецком мониторинговом центре. Каков их итог?
Официальный Баку сообщил, что Азербайджан обещал выполнить просьбу карабахской стороны в ближайшее время поставить топливо, обеспечить отопление детских садов и школ, а также потребности службы скорой медицинской помощи и пожаротушения.
Обсуждали темы восстановления инфраструктуры, реинтеграции и организации жизнедеятельности армянского населения Карабаха на основе Конституции и законов Азербайджана. Представитель Баку подтвердил требования о разоружении и выводе воинских формирований Армении (Ереван опроверг их наличие) из именуемого теперь Карабахского экономического района Азербайджана.
Напомним, минобороны Азербайджана «с учётом обращения представителей армянских жителей Карабаха, поступившего через российский миротворческий контингент» согласилось прекратить антитеррористические мероприятия локального характера на условиях полного вывода с территории автономии вооруженных сил Армении, разоружения местных формирований, сдачи всех вооружений и тяжелой техники: по состоянию на утро 26 сентября 2023 года, по данным Министерства обороны России, сданы «восемь единиц бронетехники, 37 орудий полевой артиллерии, РСЗО и минометов, более 3200 единиц стрелкового оружия, противотанковых средств и ПЗРК, около 435 тыс. боеприпасов».
Судя по официальным сообщениям, переговорщики лишь донесли друг другу установки руководства и рассмотрели темы, вызывающие наибольшую озабоченность. Об этом свидетельствует заявление представителя Нагорного Карабаха по завершении встречи: «окончательного соглашения с Баку нет, нужно согласовывать детали».
По инициативе Франции в тот же день прошло и экстренное заседание Совета безопасности ООН по проблеме Нагорного Карабаха. Его итог предсказуем и прозаичен. Состоялась бесполезная перепалка со взаимными обвинениями между министрами иностранных дел Армении Араратом Мирзояном, наверняка по подсказке предложившим направить миссию ООН в Степанакерт, и Азербайджана Джейхуном Байрамовым, который категорично заявил о противоречии подобных действий уставу Организации. К слову сказать, господин Байрамов умело парировал обвинения своего армянского коллеги. Он процитировал премьер-министра Пашиняна, заявившего накануне: «На данный момент наша оценка такова: прямой угрозы гражданскому населению Нагорного Карабаха нет». И это в то время, когда там погибли 200 человек, в том числе женщины и дети, тысяча укрылась на базе российских миротворцев и более трех тысяч беженцев покинули свои дома.
Наиболее взвешенным было выступление первого заместителя постпреда России при ООН Дмитрия Полянского. Он объективно охарактеризовал ситуацию, подчеркнул безальтернативную роль российской миротворческой миссии на Южном Кавказе. Сообщил, что в Москве «приняли к сведению готовность азербайджанской стороны незамедлительно провести тщательное расследование факта гибели миротворцев и привлечь виновных к ответственности». Дипломат сделал акцент на гуманитарной обстановке в Карабахе. Подтвердил, что миротворческий контингент для принятия необходимых мер по прекращению кровопролития и соблюдению норм гуманитарного права в отношении мирных жителей находится в постоянном контакте с карабахской и азербайджанской сторонами. Абсолютным приоритетом России он назвал недопущение возобновления боевых действий и возвращение ситуации в политико-дипломатическое русло. Предложил выработать «дорожную карту» интеграции населения Карабаха в правовое поле Азербайджана с твердыми гарантиями его прав и безопасности, соблюдение которых «будет сопровождаться по линии российского миротворческого контингента».
Франция и ФРГ предсказуемо осудили проведенную Баку спецоперацию по насильственному урегулированию конфликта. Глава МИД Франции Катрин Колонна назвала действия Азербайджана неприемлемыми и противоречащими принципам и Уставу ООН, но подчеркнула, что территориальная принадлежность Карабаха не оспаривается. И никаких санкций.
Иначе говоря, Азербайджан празднует победу, что следовало из выступления президента страны Ильхама Алиева. Однако это несколько преждевременно. Реинтеграция Карабахских армян, отнюдь не дружественно настроенных к новой власти, задача далеко не тривиальная.
Демилитаризация Нагорного Карабаха, порядок вывода оставшихся на его территории формирований и согласование аспектов утилизации сданного вооружения – это не самое главное. Часть этих функций уже взяли на себя российские миротворцы.
Наибольшее чувствительные вопросы – это лишение Карабаха статуса этнической автономии и преобразование его в некий экономический район Азербайджана, будущий статус и степень самостоятельности органов местного самоуправления; обязательность, а это подразумевается, и процедура вступления населения сегодняшней автономии в азербайджанское гражданство; правовой статус армян, которые откажутся его принимать, но при этом не захотят покинуть свою родину; перевод всего документооборота на азербайджанский язык; полная реструктуризация системы образования, пенсионного, медицинского, социального и прочего обеспечения. Параллельно необходимо отрегулировать порядок миграции населения и многое другое. И это далеко не весь перечень проблем.
Напомним: куда бы ни входил Нагорный Карабах в обозримой истории, он всегда имел статус автономии. Насколько реально сегодня воплотить азербайджанскую идею его деавтономизации, и надолго ли этого хватит — большой вопрос.
Трудно поверить, что весь Карабах безропотно подчинится всем азербайджанским требованиям. Рассчитывать на решение предсказуемых разногласий в абсолютном правовом поле не приходится. Весьма вероятно, новая власть будет, в том числе, силой подавлять сопротивление и инакомыслие, а это неизбежно повлечёт очередные, возможно более жесткие столкновения, что имело место и ранее.
Для реальной реинтеграции, даже при встречном движении её участников, потребуются многие годы, а также терпение карабахских армян и азербайджанских властей. Это крайне непросто и иллюзий здесь нет. Сегодня главное — остановить кровопролитие, что и было сделано при посредничестве российских миротворцев.