В начале июля 2022 года аналитики американского банка Сitigroup констатировали высокую вероятность падения цен на нефть к декабрю до 65 долл./баррель.
Близкую оценку содержат и прогнозы управления энергетической информации Минэнерго США, ожидающего среднюю цену за бочку brent 90 долл. США с падением до 75 долларов к концу года. Это неизбежная реальность, или планы США по манипуляции ценами нефти в целях получения сверхприбылей?
Широкодиапазонные колебания стоимости нефти вынуждают участников мирового рынка искать пути снижения рисков, якобы обусловленных укреплением доллара, экономической стагнацией и другими причинами. Фактически же флуктуация цен является следствием ситуативного дисбаланса спроса и предложения, возникшего из-за антиковидных мер и консолидированных Вашингтоном антироссийских санкций, либо инспирированных игровых схем.
В долгосрочном плане востребованность этого стратегического продукта растет по причине развития экономики в странах с наибольшим его потреблением. Так, по прогнозам ОПЕК, в 2022 году спрос на нефть среди членов Организации экономического сотрудничества и развития покажет прирост по сравнению с предыдущим годом на 3,4 млн барр./сут., а в странах, не входящих в нее, на 1,9 млн барр./сутки. Согласно отчетам Statistical Review of World Energy 2021 от ВР, Китай активно восстанавливает потребление нефти, которое уже достигло 90% допандемийного уровня. Индия сохраняет стабильный прирост спроса на нефть на уровне 5%, увеличив его до 4,69 млн барр/сутки. Добыча нефти в США в пределах 11,8 млн барр/сут. также не покрывает запросы их внутреннего рынка в размере около 20 млн барр./сут. Это приведет в итоге к мировому потреблению нефти в 2022 году на уровне 100,3 млн барр./сут., в то время как добывающие страны, по оценке Международного энергетического агентства, способны поставить на рынок лишь до 99,8 млн барр./сутки.
Спрос на нефть в первом квартале 2022 года превысил прошлогодний показатель на 5,2 млн. барр./сутки. Это повлекло динамичное повышение её стоимости. Страны ОПЕК+, большинство из которых не заинтересованы ни в резких колебаниях цен на нефть, ни в их снижении до планки себестоимости добычи, приняли меры к сбалансированию рынка. По сообщению ИА Neftegaz, майское 2022 года решение организации увеличить в июне добычу черного золота совокупно на 432 тыс барр./сут. (до 42,588 млн барр./сут.) отразилось на динамике рынка в первой декаде июля понижением цен. Профициту способствовало и увеличение продажи нефти из стратегического резерва США.
Вместе с тем такое положение вряд ли сохранится на среднесрочную перспективу. Производители ОПЕК+ пока не могут достичь даже разрешенного квотами уровня добычи из-за отсутствия свободных мощностей, о чем в мае 2022 года заявил генеральный секретарь ОПЕК М.Баркиндо, акцентируя внимание на невозможности замещения российского экспорта нефти в случае ужесточения санкций. Если Вашингтону удастся вынудить своих сателлитов ограничить цену российской нефти, то сокращение ее поставок на мировой рынок может как минимум удвоить стоимость. Получается, цена должна иметь тенденцию к росту, но некоторые ключевые игроки рынка прогнозируют ее снижение. Что же происходит?
Анализ показывает, что с высокой вероятностью текущее падение цен носит игровой характер. США поэтапно по высокой цене продают стратегические запасы нефти, опустившиеся по состоянию на начало июля до 492 млн барр. из 714 возможных. (www.spr.doe.gov), что ниже уровня 1986 года. Для восстановления резервов Вашингтон традиционно включает механизмы манипуляции нефтяным рынком, играя на понижение, а затем на повышение на этапе сбыта.
Разброс цен в этом случае и представляет собой спекулятивный потенциал США в торговле энергоресурсами, который ограничивается лишь их способностью инспирировать те или иные процессы на торговых площадках. Сейчас рычагом являются поддержанные американскими колониями в Европе антироссийские санкции и последовавшее нарушение структуры поставок. При сохранении этой тенденции американцы оценочно смогут раскачивать рынок нефти в пределах 20%, заполняя танкеры в Персидском заливе по минимально возможной цене, провоцируя резкий скачек на рынке и продавая эту нефть через несколько дней или часов! по максимальной цене, даже не выводя танкеры из районов загрузки.
Одним из механизмов давления на рынок остается наращивание экспорта нефти из США, Канады и Бразилии, не входящих в ОПЕК+. Их потенциал позволяет создавать локальный профицит за счет увеличения добычи на 1,8 млн барр./сут., где доля США около 60%. Для более резких колебаний цен Вашингтон использует управляемые кризисы в связанных с нефтедобычей регионах, что формирует внешне ситуативные условия изменения котировок.
Тривиализируя глобальные процессы на нефтяном рынке, можно констатировать, что темпы увеличения добычи при росте спроса не способны радикально сдержать повышение цен на нефть. По итогам 2022 года они вероятно превысят базовый прогноз аналитиков в 90 долларов и приблизятся к 100 долларам за бочку.