Итоги саммита G20 для мира – это очередной шаг к многополярности и фиксация интересов развивающихся стран. Повестка, которую ранее публично озвучивал Путин, продолжает развиваться на G20 даже в его отсутствие.
Итоги индонезийского саммита для ИА «Бизнес Код» подвела заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов — экспертного подразделения Российского университета дружбы народов — Виктория Федосова.
Эксперт напомнила, что Индия открыто настаивала, чтобы фокус внимания был не на Украине (потому что проблемы Европы – это не проблемы Индии, как об этом ранее сказал глава МИД Индии Джайшанкар), а на экономических проблемах глобализированного мира, в систему которого добровольно и исподволь вошло большинство членов мирового сообщества.
Для Индии это важно и с точки зрения того, какую эстафету председательства она примет от Индонезии, от какой повестки ей придётся отталкиваться в дальнейшем.
Лидеры Китая и Турции делали заявления, прямо указывающие на политизацию процессов странами Запада и пытаясь снизить градус противостояния. Индонезия прилагала усилия к тому, чтобы форум не закончился «ничем» из-за политизации повестки: не хотели последовать печальному примеру восточноазиатского саммита.
«В целом Азия, Африка, Латинская Америка с интересом и настороженностью наблюдают за попытками изолировать Россию, попытка, которая на «двадцатке» провалилась, хотя многое было сделано Западом, чтобы закрепить на не-западной площадке антироссийский консенсус. Накануне в ООН была «проголосована» рекомендательная резолюция о репарациях Украине, украинский президент отправил двадцатиминутное видео для коллективного прослушивания на G20, Лондон и Брюссель анонсировали бойкот выступлений России на саммите. К тому же подходит к концу срок зерновой сделки, что тоже было неплохим поводом перевести стрелки на Россию в связи с мировым продовольственным кризисом, произошёл инцидент в Польше, из-за которого организаторам G20 пришлось менять программу», — напомнила Виктория Федосова.
Тем не менее, по мнению замдиректора ИСИП, всё это не помешало России включить необходимые ей (и имеющие отношение к повестке здравоохранения, энергетической и продовольственной безопасности) пункты в коммюнике, которое в итоге и было принято. На полях «двадцатки» Макрон и Шольц как наследники умершего «Минска-2» всё-таки провели краткие встречи с Лавровым, хотя и француз, и немец коллективно настаивали на изоляции России.
«В целом, даже такой итог председательства Индонезии можно назвать успешным, поскольку формат ранее не проводили в таких беспрецедентных условиях пост-пандемии и рассыпающейся структуры глобального мира», — добавила собеседница ИА «Бизнес Код».
Ранее ряд стран заявляли о стремлении расширить представительство Африки в G20 и таким образом сбалансировать западный фланг «двадцатки». Поэтому G20 и другие многосторонние институты имеют шансы стать «подпоркой» и переходным инструментом в ситуации, когда «большая ООН» оказывается бессильна перед лицом вызовов, а узкий круг P5 постоянных членов Совбеза парализован политическими противоречиями.