Или зачем нужен потолок цен на российскую нефть
В начале июля 2022 года агентство Blumberg со ссылкой на аналитиков американского банка Citigroup сообщало о возможности падения цен на нефть к концу года до 65 долл./баррель. Подобную оценку приводил и Investing.com, цитировавший прогнозы управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), ожидавшего падение цены за бочку brent до 75 американских долларов к концу года. Как ни странно, но именно эти цифры фигурировали при обсуждении потолка цен на российскую нефть.
Очевидно, что это был не прогноз, а неизбежная реальность. Именно исходя из таких показателей и выстраивались планы США по воздействию на мировой рынок нефти в целях получения сверхприбылей. Когда же вашингтонский потенциал «рыночного» регулирования цен оказался исчерпанным в дело пошли отнюдь не рыночные меры давления на Европу и Россию.
Чтобы обеспечить соответствие прогнозов реальности, а это необходимо для сбалансирования нефтяных резервов США, введены ограничения на стоимость российской нефти до 60 долларов. Дополнительно включен механизм манипулирования страховыми обязательствами P&I на морские перевозки нефти. Вот только последнее коснулось исключительно европейских стран. Танкеры с углеводородным сырьем, предназначенным для потребителей в ЕС, ожидая переоформления сертификатов P&I, встали в «пробку» на входе в Черноморские проливы.
В условиях инспирированного дисбаланса спроса и предложения, возникшего из-за консолидированных Вашингтоном антироссийских санкций, проявилась ситуативная тенденция снижения цен на нефть. В долгосрочном же плане рост потребления этого стратегического ресурса растает, а соответственно увеличится и его стоимость.
Напомним, что по прогнозам ОПЕК в 2022 году прирост спроса на нефть среди членов Организации экономического сотрудничества и развития по сравнению с предыдущим годом составит 3,4 млн барр/сутки, а в странах, не входящих в неё — 1,9 млн барр/сутки. Согласно отчетам Statistical Review of World Energy 2021 от ВР, активно наращивает потребление нефти Китай. Сохраняет стабильный прирост спроса Индия — до 4,7 млн барр/сутки. В США суточная добыча нефти в пределах 11,8 млн баррелей не покрывает запросы их внутреннего рынка в объеме около 20 млн барр/сутки.
По предварительным расчетам мировой спрос на нефть по итогам 2022 года составит 100,3 млн барр/сутки, в то время как добывающие страны, по оценке Международного энергетического агентства, способны поставить на рынок не более 99,8 млн барр/сутки. Таким образом, можно констатировать, что темпы увеличения добычи не способны покрыть растущий спрос и сдержать повышение цен на нефть. По итогам 2022 года она вероятно превысит прогнозы аналитиков и приблизится к 90-100 долларам за бочку.
Страны ОПЕК+, большинство из которых не заинтересованы ни в резких колебаниях цен на нефть, ни в их снижении до планки себестоимости добычи, принимают меры к сбалансированию рынка. Однако, производители в ОПЕК+ пока не могут достичь даже разрешенного квотами уровня добычи, о чём заявлял генеральный секретарь ОПЕК М.Баркиндо, акцентируя внимание на невозможности замещения российского экспорта нефти. Получается цена должна иметь тенденцию к росту, но ключевые игроки рынка добиваются её снижения. Что же происходит?
США в 2022 году поэтапно по высокой цене продали стратегические запасы нефти, опустившиеся до уровня 1986 года. Для восстановления резервов Вашингтон традиционно использует механизмы манипуляции ценами на нефтяном рынке играя на их понижение, а затем повышает на этапе сбыта. В данный момент таким рычагом являются поддержанные американскими колониями в Европе антироссийские санкции и последовавшее нарушение структуры поставок.
Вопрос только в том, зачем это Европе? Перебои в поставках нефти в страны ЕС, наряду с уже реализованным жёстким дисбалансом европейского газового рынка, ведут к деградации промышленного сектора Европы и потере им конкурентоспособности. А это, в свою очередь, существенно повышает зависимость Евросоюза от США и его управляемость. То есть старый Байден успешно решил задачу абсолютного захвата европейского энергетического рынка и выдавливания из него России.