Тегеран активно взаимодействует с курдами-шиитами в иракском Курдистане. Но на своей территории жёстко пресекает деятельность любых националистических, в том числе курдских организаций. Иранский Курдистан охватывает западную (западнее озера Урмия с выходом к территории Нахичевани) и южные части иранских провинций (останов) Западный Азербайджан, Курдистан, Керманшах и Илам, а также
Лурестан и Хамадан.
https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2017/09/16/regnum_picture_150556618369195_normal.jpg
Курды являются третьей по величине этнической группой в Иране (около 10 процентов населения страны) после персов и иранских азербайджанцев. Согласно переписи 2016 года, численность курдов в семи останах с высокой долей курдского населения составляла 6 932 413 человек.
В остальных останах Ирана доля курдов не превышает одного процента.
Борьба иракских курдов за свою самоидентичность началась после так и не вступившего в силу Севрского договора 1920 года, предполагавшего создание курдского государства. При поддержке советской администрации в Иране в 1946 году курды заявили о создании
Мехабадской республики (западный Иран). Её основали отец нынешнего главы ДПК в КАР Мустафа Барзани и иранский курд Кази Мухаммед. Менее чем через год руководство этой республики было публично казнено иранскими властями, а Мустафе
Барзани удалось скрыться на территории СССР с отрядом около двух тысяч бойцов.
С тех пор в стране запрещены любые общественные организации курдов. Их интересы представляют политические группировки, базирующиеся в соседнем Ираке. Основные из них: Демократическая партия иранского Курдистана (ДПИК), Партия свободной жизни
Курдистана «Пежак», Коммунистическое движение за освобождение Ирана «Кумеле» и движение «Хабат».
Наиболее многочисленной является ДПИК. Она состоит из двух конкурирующих между собой крыльев, штаб-квартиры которых расположены в Эрбиле. На иранской территории они имеют сеть нелегальных уездных комитетов, пользующихся финансовой и военной поддержкой
американских и израильских спецслужб, при посредничестве которых организуют протестные и подрывные акции в Иране. Несмотря на принимаемые Тегераном серьезные меры противодействия сепаратизму, ему пока не удается существенно снизить протестный курдский потенциал.
ДПИК совместно с «Кумеле» в 1979 году возглавили восстание иранских курдов. Последующие его волны прошли в начале и середине 90-х годов. После устранения в 1996 году партийных лидеров, ДПИК объявила о прекращении вооруженного сопротивления и проявляла сдержанность до 2015 года, когда столкновения возобновились.
Курдские националисты в феврале 1999 года организовали массовые антиправительственные выступления в Мехабаде и Санандадже, которые были жестоко подавлены войсками. Их призывы к поддержке арестованного турками лидера РПК А.Оджалана в Тегеране расценили как «транснационализацию» курдского сепаратизма.
Партия «Пежак», связанная с турецкой РПК, под предлогом борьбы за права человека в апреле 2004 года организовала масштабные протесты в приграничных к иракскому Курдистану районах страны. Они продолжились в 2005 и 2011 годах. Власти в 2012 году договорились с партийными лидерами о прекращении вооруженной борьбы, но менее чем через год она возобновилась. Очередное обострение имело место в 2016 году, после чего Тегерану удалось выстроить с курдами неустойчивый баланс. Параллельно с силовыми методами борьбы против сепаратизма была начата программа социально-экономического развития населенных курдами районов.
Тем не менее, на современном этапе иранский Курдистан сохраняет высокий конфликтный потенциал. Это стало ещё более очевидным после явно срежиссированных за рубежом волнений, которые последовали за гибелью 16 сентября 2022 года курдянки Махса Амини,
арестованной патрулём за «неподобающее ношение хиджаба». С курдских районов протесты перекинулись практически на всю территорию иранского Азербайджана и стали наиболее масштабными за последние 30 лет. На их подавление были отправлены элитные подразделения Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). В тот же период в Баку отмечена очередная волна призывов к отделению от Ирана провинций так называемого Южного Азербайджана.
Спустя несколько дней после начала названных выступлений американский президент заявил о намерении ввести санкции против должностных лиц Ирана, причастных к подавлению протестов в стране. А помощник главы Белого Дома по национальной безопасности Джейк Салливан в интервью CNN подчеркнул, что США принимают агрессивные меры к устраивающим репрессии иранским властям и всеми способами поддерживают активистов. Он уточнил, что Вашингтон стремится пресечь любые попытки жёстко подавить социальное недовольство.
Очевидно, Тегеран ясно понимает, кто именно «подогревает» ситуацию. МИД Ирана обвинил Дж. Байдена во вмешательстве во внутренние дела, а представителям дипмиссий Великобритании, Норвегии и Франции вручил ноты протеста в связи с появлением в СМИ этих стран призывов к свержению власти в Иране.
Примечательно, что за несколько дней до начала описанных выше событий имело место обострение отношений между Азербайджаном и Ираном, а также очередная эскалация напряженности на армяно-азербайджанской границе. Одной из публично называемых причин якобы является стремление Баку создать экстерриториальный транспортный Зангезурский коридор вдоль границы Армении с Ираном, который не приемлют ни Ереван, ни Тегеран. Иранцы опасаются, что реализация этого проекта приведёт к отторжению части территории Армении и заблокирует для них экспортный маршрут с выходом к Чёрному морю. А вот здесь самое время вернуться к карте Петерса, о которой мы рассказывали во второй части «Кавказской рулетки». С точки зрения Вашингтона судьба этого коридора, как и иранского Азербайджана, предопределена в пользу Баку.
Возвращаясь к теме курдов, отметим, что не все курдские политические силы хотят отделения Курдистана от Ирана. Среди них достаточно много сторонников конфедеративной формы государственного устройства с широкими правами автономии. А вот вопрос об отделении иранского Азербайджана звучит по-иному. Почему курдские волнения были поддержаны американцами именно в этом районе Ирана и какую роль он может сыграть в вышеназванных планах по переделу Ближнего Востока в нашей следующей публикации.
Продолжение следует…
Все статьи на сайте ИА БИЗНЕС КОД https://pro.bcode.news аналитика