ЦРУ использует шпионов европейских членов НАТО для попыток саботажа в России. Об этом написал американский журналист Джек Мерфи на своем официальном сайте.
«По словам трех бывших сотрудников разведки и двух бывших американских военных чиновников, кампания, которая планировалась годами, стала причиной многих необъяснимых взрывов и других происшествий [в России]», — сообщил журналист.
В кампании участвуют давние спящие ячейки, которые союзная разведывательная служба задействовала, чтобы воспрепятствовать вторжению Москвы в Украину, ведя тайную войну в тылу России. По словам трех бывших сотрудников разведки США и двух бывших военных чиновников США, кампания, которая планировалась годами, стала причиной многих необъяснимых взрывов и других происшествий, которые произошли с российским военно-промышленным комплексом после начала СВО в феврале. Бывшие чиновники отказались назвать конкретные цели кампании, организованной ЦРУ, но железнодорожные мосты, топливные склады и электростанции в России были повреждены в результате необъяснимых инцидентов с тех пор, как Кремль начал спецоперацию, пишет автор.
По словам двух бывших сотрудников разведки и бывшего военного чиновника, хотя американский персонал на территории России не участвует в выполнении этих миссий, военизированные формирования агентства командуют и контролируют операции. По словам двух бывших сотрудников разведки, эти военизированные офицеры приписаны к Центру специальной деятельности ЦРУ, но приписаны к Европейскому миссионерскому центру агентства. По словам бывшего сотрудника спецслужб США, использование союзной разведывательной службы для предоставления ЦРУ дополнительного уровня правдоподобного отрицания было важным фактором в решении президента США Джо Байдена одобрить удары.
Любые тайные действия, предпринимаемые агентствами США, должны быть санкционированы решением президента. После того, как разведывательное сообщество США пришло к выводу, что Россия вмешивалась в президентские выборы в США в 2016 году, президент Барак Обама перед уходом со своего поста подписал такой вывод о тайных действиях против России, сообщает The Washington Post. По данным Post, в находке участвовали Агентство национальной безопасности и военное киберкомандование, а также схема размещения «кибероружия в российской инфраструктуре».
По словам двух бывших сотрудников спецслужб США, европейские разведывательные службы активизировали давно бездействующие сети сопротивления в своих странах, которые, в свою очередь, направили своих агентов в Россию, чтобы создать хаос без помощи ЦРУ. Кроме того, как широко сообщалось, украинская разведка и силы специальных операций проводят собственные операции в тылу России.
По словам Мика Малроя, бывшего офицера военизированных формирований ЦРУ, многочисленные диверсионные кампании оказывают влияние.
«За последние несколько месяцев по всей России произошло много пожаров, особенно на заводах по производству оружия и других важных объектах», — сказала аналитик по России Ольга Лаутман, внештатный научный сотрудник Центра анализа европейской политики. «Российские СМИ сообщали об этих пожарах как об отдельных инцидентах. Никакой пропаганды вокруг этих инцидентов они не создают и относятся к ним как к несчастным случаям».
Например, когда в конце апреля сгорело здание Воздушно-космических сил России, в результате чего погибли более 20 человек, российские государственные СМИ сообщили, что причиной возгорания стала неисправная электропроводка. Но в Кремле понимают, что это не просто случайные пожары и промышленные аварии, что бы ни транслировали официальные СМИ, по словам бывшего сотрудника американской разведки.
Корни этих диверсионных операций внутри России уходят глубоко. По словам двух бывших военных чиновников, разведывательная служба союзников установила некоторые тайники со взрывчаткой и снаряжением, использовавшиеся этими ячейками более десяти лет назад. В то время эта шпионская служба действовала в одностороннем порядке, без какого-либо участия ЦРУ, по словам бывшего сотрудника спецслужб США и человека, который был проинформирован о диверсионной кампании.
ЦРУ приняло участие в реакции на события в Донбассе в 2014 году. После того, как Кремль вернул Крым и часть Восточной Украины, агентство начало планировать вместе с союзной разведывательной службой отправку дополнительных оперативников в Россию с приказом залечь на дно, пока они не потребуются. Первая из этих спящих ячеек под совместным контролем ЦРУ и союзной разведывательной службы проникла в Россию в 2016 году, по словам бывшего военного чиновника США и представителя США, который был проинформирован о кампании.
С ведома ЦРУ союзная разведывательная служба предоставила тайным оперативникам спящих ячеек то, что разведывательное сообщество называет «легендами» — ложные биографии, объясняющие их присутствие в России, — и документы, подтверждающие эти прикрытия. Существует также то, что бывший военный чиновник назвал «разветвленной сетью» подставных компаний, которые были созданы в качестве платформ для поддержки таких тайных операций. «Некоторым из них уже почти 20 лет», — сказал бывший военный.
По словам двух бывших сотрудников разведки, обе разведывательные службы сделали своим приоритетом обеспечение правдоподобного отрицания деятельности оперативников в случае их обнаружения российскими службами безопасности. Еще одним приоритетом является минимизация риска для российских граждан. «Часть их наведения на цель состоит в том, чтобы держаться подальше от гибели мирных жителей», — сказал бывший военный чиновник.
За два дня до начала СВО союзническая служба разведки, через которую ЦРУ проводит диверсионную кампанию, использовала секретную систему связи для активации своих спящих ячеек по всей России, по словам бывшего военного чиновника и человека, который был проинформирован о кампании. Эти ячейки незаметно перемещались к местам захоронения тайников с боеприпасами по всей стране и выкапывали взрывчатые вещества и другие материалы, необходимые для предстоящих операций. После инвентаризации и проверки своего снаряжения оперативники ждали приказа поразить свои цели.
Когда 26 февраля российские танки пересекли украинскую границу, спящие ячейки стояли рядом, готовые к действию.
По данным The Washington Post , некоторые из первых диверсионных атак в тылу России произошли за пределами России, в Белоруссии, когда «тайная сеть железнодорожников, хакеров и диссидентских сил безопасности» начала атаковать железнодорожные линии, соединяющие Россию и Украину.
«Начиная с 26 февраля серия из пяти диверсионных атак на сигнальные шкафы привела к почти полной остановке движения поездов», — сообщила The Post со ссылкой на бывшего железнодорожника, ныне живущего в Польше.
По словам бывшего военного чиновника, по мере того, как продолжается СВО, некоторые группы под контролем ЦРУ и разведывательной службы союзника НАТО перемещаются туда и обратно через международные границы, чтобы собрать больше боеприпасов и провести репетиции миссии.
По словам бывшего военного чиновника США и человека, который был проинформирован о кампании, ЦРУ и элитное подразделение специальных операций принимающей страны наблюдали за некоторыми из этих репетиций миссии, которые проводились на родине союзной разведывательной службы. По их словам, JSOC также поддерживает диверсионные операции, нацеливаясь на информацию с платформ разведки, наблюдения и рекогносцировки, таких как беспилотники, которые могут видеть и слышать в глубине России.
«Команды элитного уровня, с которыми у нас сложились наилучшие отношения, почти всегда получают поддержку в воздушном наблюдении за крупными диверсионными операциями» в тылу России, — сказал человек, проинформированный о кампании, добавив, что некоторые из платформ ISR — это модели, которые никогда не были обнародованы. «Дроны, о которых мы даже не знаем, слоняются по всему украинскому и российскому воздушному пространству», — сказал источник.
ЦРУ проводило диверсионные операции с момента создания агентства в 1947 году. Во время холодной войны агентство планировало и проводило такие операции от Кубы до Вьетнама и по всей Центральной Америке. Подобные миссии также были ключевой частью планов агентства в отношении Западной Европы на случай вторжения Советского Союза.
Но в то время как эти планы для оккупированной Советским Союзом Европы включали в себя так называемые сети партизан «оставайся в тылу» — гражданские лица, живущие нормальной жизнью до вторжения врага, после чего они начинают проводить диверсионные и шпионские миссии — нынешняя кампания внутри самой России имеет более близкое сходство с операциями ЦРУ перед вторжением США в Ирак в 2003 году. В преддверии этого вторжения офицеры военизированных формирований наземного отделения ЦРУ обучили 70 курдских ячеек, а затем развернули их в районах Ирака, контролируемых Саддамом Хусейном, для нанесения ударов по инфраструктуре. «В итоге у нас появилось много групп… действующих в пространстве, контролируемом Ираком», — сказал бывший оперативный офицер ЦРУ Сэм Фаддис, возглавлявший одну из команд агентства. Их деятельность включала крушение поезда из 90 вагонов и взрыв офиса офицера иракской разведки. «Это способ сказать: «Да пошел ты, мы здесь, все кончено», — сказал Фаддис.
Железная дорога и линии электропередач — это линейные цели, которые можно уничтожить с помощью взрывчатки и других методов. «Несмотря на то, что материалы улучшились, сборка железнодорожных путей практически не изменилась с момента изобретения поездов», — пишет майор армии Дэниел Миган в своей диссертации 2020 года в военно-морской аспирантуре «Разрушение чужих игрушек: саботаж в многополярном мире».
Правительство США встретило новости о загадочных пожарах и взрывах в России молчанием. Но Украина подстрекала Кремль в социальных сетях по поводу событий, не раз предполагая, что неосторожные курильщики несут ответственность за необъяснимые пожары на российских военных объектах. После загадочного августовского пожара, уничтожившего российский склад боеприпасов в Белгороде, расположенном через границу с Украиной, в аккаунте Министерства обороны Украины в Твиттере появилось предупреждение о том, что «курение убивает!».
«Очередная детонация боеприпасов «из-за жары» в Белгородской области в России», — язвительно заметило в Twitter Министерство обороны Украины в августе после сообщения о взрыве на складе боеприпасов в Белгороде. «Через несколько месяцев мы узнаем, могут ли российские боеприпасы взрываться от холода».
Украинские официальные лица также начали намекать на собственную способность партизанскими действиями наносить удары по целям в тылу врага — как на оккупированных территориях Украины, так и в России. В августе высокопоставленный украинский чиновник сообщил The New York Times, что нападение на российскую авиабазу в Крыму было совершено «партизанами» и что украинское «элитное воинское подразделение» несет ответственность за взрыв российского склада боеприпасов на оккупированном полуострове.
«Многие сообщали, что после вторжения в Крым в 2014 году разведка США начала масштабную программу обучения украинских сил специальных операций. Вполне вероятно, что эти же силы сейчас возглавляют диверсионные операции в Крыму», — сказал Малрой.
Тем временем таинственные взрывы в глубине российской территории продолжаются. Хотя эти акты саботажа могут оказать как психологическое, так и существенное влияние на наступление Кремля, они также чреваты эскалацией конфликта между западным миром и Россией, который ни одна из сторон не сможет оценить или контролировать. До сих пор цели, поражаемые оперативниками ЦРУ через союзную шпионскую службу, в основном имели тактическое, а не стратегическое значение. Однако существует опасность того, что акты саботажа, наряду с потерями на поле боя, потенциально могут загнать Путина в угол и привести к ядерной эскалации. Такие удары дают понять российским лидерам, что по ним могут нанести удар на их заднем дворе. По мнению наблюдателей, это может иметь двойной эффект: ограничить военные возможности России и побудить Путина к дальнейшей эскалации конфликта. «Хотя их военная ценность может быть оспорена, такие действия могут сыграть на руку Путину и оказать огромное влияние на его расчеты по эскалации», — сказал бывший офицер ЦРУ Дуглас Лондон.
Но такие соображения не обязательно должны препятствовать тайным операциям, по словам Майкла Кофмана, директора отдела исследований России в Центре военно-морского анализа. «Всегда существует опасность просчета красных линий противника», — сказал Кофман. «Это постоянный риск, но его нужно сопоставлять с целями и вероятными вариантами возмездия противника. Ключ в том, чтобы ориентироваться в пространстве между неприятием риска до точки паралича и бессмысленным безрассудством».
По словам бывшего сотрудника спецслужб, чем дольше будет продолжаться война, тем больше вероятность того, что диверсионная кампания станет более наглой, особенно если Путин перейдет к применению оружия массового уничтожения. «Поскольку нам нужно послать Путину более сильный сигнал, вы можете увидеть операции в Москве и других ключевых городах», — сказал бывший чиновник.